Амазонки или волжанки?

Саратовская область богата историей, и именно этому обязана наша многонациональная "глушь" такой пестротой народностей. Кровь коренных саратовцев впитала в себя столько разных народов, что "коренными" жителей можно назвать с большой натяжкой. За все время существования человека кто у нас только не жил! Первый человек появился в Саратовском Поволжье в 15-14 тысячелетии до нашей эры. Огляделся, осмотрелся, понравилось, остался.

Палеолитические племена оставили свой след в Хвалынском районе, неолитические - вблизи Озинок. Поздний медно-каменный век (конец 4 - первая половина 3 тысячелетия до н.э.) занес в нашу область народы самарской, репинской, древнеямной культур с их неподражаемой керамикой и удивительным обрядом погребения. В "Бронзу" (вторая половина 3 тысячелетия - конец 2 тысячелетия до н.э.) по земле Саратовской разгуливал трудовой народ ямной, полтавкинской, многоваликовой, вольской, срубной, абашевской культур. Каждая из них имела что-то от той или иной национальности и народности из окружающих Поволжье земель. В более позднее время Саратов видел аланов, роксоланов, касогов, языгов, ургов...

Все это были кочевые, "гостящие" у нас племена и кланы. Так было до 5-4 тысячелетий до нашей эры, когда на территории нашего края появились первые постоянные поселения древних людей.

Самое же примечательное во всей истории Саратовского Поволжья то, что практически во все время жития человека на земле Саратовской местные народы жили по правилам матриархата. Матриархат, так широко распространенный в животном мире, например, у обезьян, современному человеку представить трудно. В современном, патриархальном обществе, когда женщина, несмотря на равноправие и эмансипированность, все же ставится рангом ниже мужчины, историческую роль ее оценить и переоценить просто невозможно. Но времена неандертальцев не знали разделения типа "кто сильнее - тот и главней". Самая тяжелая часть труда доставалась мужчинам, а орудием женщины было скребло. И интересно то, что матриархат у нас возник в тот момент, когда и зародилось первое разделение труда, когда женщины почувствовали себя слабым полом и отказались "вламывать" как лошадь. Как случилось, что неандерталки-домохозяйки, хранительницы очага в мрачных пещерах стали вдруг управлять мужчинами? Так или иначе, но возник на заре общинного строя матриархат - материнский род, в котором счет родства велся по материнской линии. Мужья переходили в род жены, и женщина играла ведущую роль в жизни рода.

Саратовское Поволжье постепенно заселялось. С юга - европеоидами, а из-за Урала - монголоидами. Это определило в дальнейшем разноплеменность и смешение культур в нашем крае. И первыми оседлыми племенами стали сарматы и савроматы, говорящие на индоевропейском языке, а также мордва и чуваши, говорящие на финно-угорском. Из них крайне интересны савроматы, время жизни которых на Саратовщине - 7-4 века до н.э. Интересны как последние, но крайне яркие представители матриархального строя, сумевшие в своем существовании отразить и до последнего сохранить пятнадцатитысячелетнюю культуру коренных поволжских народов.

Именно в этот период и побывал на нашей земле великий древнегреческий писатель, "отец истории" Геродот. Четвертый том своего девятитомника "История" он посвятил племенам Волги и Заволжья. И, описывая нашу местность, Геродот пишет о савроматах как о народе с необычайно развитой матриархальной окраской жизни. Из племени волжских савроматов и пошли знаменитые женщины-воительницы - "амазонки", славу которых позже "присебякала" Южная Америка. О саратовских савроматках-амазонках Геродот рассказывает следующее: однажды эллины, захватив в плен женщин-савроматов, везли их на 3 судах. В пути амазонки перебили пленивших их греков, но, не умея управлять судами, долго носились по волнам Меотийского (Азовского) моря, пока не пристали к берегу, где жили скифы. Встретив табун лошадей, они захватили его, сели на лошадей и стали грабить владения скифов. Однажды в долгом жестоком бою они проиграли схватку со скифами. Те после боя по трупам убитых амазонок узнали, что им пришлось сражаться с женщинами. Собравшись на совет, скифы решили не вступать больше в бой с амазонками, а отправить к ним молодых скифов в количестве, соответствующем числу амазонок. Молодые скифы, сблизившись с амазонками, обучили их скифскому языку, а потом, по совету амазонок, взяв свое имущество, ушли за реку Танаис и поселились с амазонками там. "Отсюда, - пишет Геродот, - савроматские женщины исстари ведут свой образ жизни: они ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду. Савроматы говорят на скифском языке, но издревле искаженном, так как амазонки не вполне его усвоили. Относительно браков соблюдается у них следующее правило: ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага; некоторые из них так и умирают в старости безбрачными, потому что не могли выполнить этого требования."

Археологи описывают савроматов как людей среднего (160 см.) роста с худощавым округлым лицом, сильно выступающим носом и скулами, среднешироким лбом, среднеразвитым надбровьем и среднеразвитой нижней челюстью. У всех савроматов-мужчин были длинные бороды и усы. Одеты они были в короткий двубортный кафтан, туго перетянутый поясом. На кафтане меховая оторочка и узорчатое шитье. Длинные штаны были из кожи или толстой ткани, тоже украшенные вышивкой. Штаны заправлялись в низкие кожаные сапожки, перехваченные у щиколоток ремнями. На головах носили кожаные или войлочные шапочки.

Появление савроматов на земле Саратовского Поволжья носило взрывной характер. Пришедшие с юга, савроматы в корне нарушили течение жизни местных племен нашего края, которые вынуждены были значительно продвинуться на север и менять свой образ жизни. Это привело к резкому сокращению коренного населения в савроматское время. Некоторые из ученых считают, что савроматы - это ответвление от скифов, причем древнее. Прежде чем в 4 веке до н.э. раствориться в более грубых сарматах, савроматы сумели оставить свой след в искусстве и культуре многих смежных народов. Так, они принесли в Поволжье железо, подарили западным культурам золотую и серебряную чеканку. Они подарили низкоразвитым соседям-таврам, высокоразвитым херсонесским понтийцам и грекам культ женщины. С той поры на херсонесских серебряных и медных монетах часто изображалась богиня-покровительница города - Дева, а у греков это было проявлено в виде культа богини-охотницы Артемиды.

Матриархат у наших предков ощущался во всем. Так, у племен северной части Саратовского Поволжья главным божеством считался Йерех, который изображался в виде куколки из липовой палочки, одетый в костюм (платье) и хранящийся где-нибудь в укромном месте. Йерех изображался в виде женщины, но после позднего перехода племен к патриархату он стал изображаться в виде мужчины и ребенка. То есть, Йерех стал символизировать не главу рода, а его дух, связи (отец - мать - ребенок), причем мать все-таки осталась в возвышенном плане.

Саратовская область покоится на обломках многотысячелетнего почитания женщины, почитания матери, продолжительницы рода.

В.Барсуков



Сайт создан в системе uCoz